Как научить ребенка читать правильно?
Одной из главных задач дошкольного
образования и родителей является подготовка детей к школьному обучению. Сегодняшняя школа
диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо» и многие родители берутся за это дело с азартом, торопятся
познакомить ребенка с буквами и часто допускают ошибки при обучении чтению,
которые затем мешают дошкольнику грамотно читать и писать. Какие же «опасности»
подстерегают малыша на пути овладения грамотой? Как выбрать БУКВАРЬ,
который лучше всего подойдет для обучения чтению? И как родителям научить
ребенка читать и писать, избегая методических ошибок при обучении чтению?
Еще до того, как вы приступите к
обучению чтению, малыша надо учить различать и выделять звуки нашей речи.
Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится
в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового
анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.
В процессе обучения чтению
дошкольник должен овладеть навыками звукового анализа:
·
находить
место звука в слове (начало, середина, конец слова);
знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и
«звук», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый
согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»;
·
уметь делить
слово на слоги.
Начиная знакомить ребенка со звуками
нашей речи, тренируйте его в выделении изучаемого звука из слова, нахождении
положения заданного звука в слове, в выделении признаков этого звука
(гласный/согласный). Когда ребенок освоит достаточное количество звуков и букв,
нужно знакомить его уже и такими признаками, как звонкость-глухость,
твердость-мягкость согласных.
Чтобы научить ребенка читать
правильно, закрепляйте эти знания в игровых упражнениях. Вот некоторые из них:
·
Хлопни,
когда услышишь звук [А];
·
Отбери
картинки, в названиях которых звук [А] находится в начале слова (в конце слова,
в середине слова);
·
Игра «Гласный
или согласный». Взрослый называет знакомые ребенку звуки нашей речи. Малыш
поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук, карточку синего
цвета, если звук согласный.
·
Игра
«Наоборот». Взрослый называет твердый звук, ребенок должен назвать его мягкий
аналог.
·
«Слоговое
лото». Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех-
или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2,
3, 4);
Знакомя
ребенка со звуками, мы сразу же изучаем и букву, обозначающую этот звук.
Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего
ряда). Затем согласные, которые звучат протяжно, например М, Н, Х, С, В, З, Л.
И сразу же учим ребенка сливать 2 звука в слог.
Какие ошибки при обучении чтению
часто допускают родители?
Ошибкой будет называть букву не
звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [Бэ], [Вэ], [Ша] и
т.п. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям
звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя
не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать
вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т.п. Ведь для
него буква М обозначает два звука [М] [Э], буква Л – это для него [Л] [Э], ведь
он привык называть эту букву [ЛЭ]! И исправлять такие ошибки у читающих
дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе
обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.
Поэтому, первое правило при обучении
чтению: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б
– [Б], а не [БЭ] Р — [Р]; а не [ЭР]; Ш — [Ш], а не [Ша] и т.д.
Ошибочно учить читать сначала буквы
в слове отдельно, а потом уже повторять это слово по слогам или
целиком. Такая привычка вредит навыкам чтения и очень помешает в школе.
Второе
правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо
сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных
букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги
АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У] , а
затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание
ребенка обращено на следующую букву – таким образом слог не обрывается, а
читается слитно [ААААААУУУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М —
[АМ], [МА]. И так далее. Данная ошибка при обучении чтению легко
укореняется, а вот избавиться от нее ребенку без помощи логопеда бывает
довольно трудно — авторитетно могу заявить, опираясь на собственную
логопедическую практику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий