четверг, 11 февраля 2021 г.


« Развитие графомоторных навыков у детей

дошкольного возраста»

В последнее время важность развития мелкой моторики подчеркивают все специалисты, работающие с дошколятами и младшими школьниками. Формирование речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук применяют логопеды в работе с детьми, имеющими нарушения речи, но использовать их можно в домашних условиях безо всяких ограничений: даже дети без существенных проблем развития получают от них огромную пользу для своего развития.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых,

косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

 Играя или занимаясь с ребенком дома, будьте терпеливы, не торопите его без особой необходимости, не спешите сделать что-то вместо него. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди между большим и другими пальцами камешки, мелкие бусинки, шарики. На каждую строчку - один пальчик, смена рук после четверостишия:

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую.

Пальчики, ка озорные мальчишки,-

Целых четыре весёлых братишки.

Пятый братишка - на голову ниже,

Только умишком и он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает!

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

- «Шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок можно просто проводить пальчиками по дорожкам. Затем можно подключить речевое сопровождение в стихотворной форме. Стихи – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.  Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта - «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и  средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец; большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.

Наши пальчики, как ноги,

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.

- Перекрёстные упражнения способствуют развитию интегрированных связей обоих полушарий.

Для детей, путающих понятия «лево-право» необходимо промаркировать левую руку, например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.

«Здравствуйте Ушки- циклы однородных перекрестных движений рук.

По команде взрослого «Ушки» ребёнок дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки. Первый раз левую руку - на правое ушко и одновременно с этим правую руку - на левое. Правая рука при этом оказывается сверху. При повторном же касании правая рука должна оказаться снизу. Далее может следовать команда «Плечи». После чего дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывать руками именно плечи. Упражнение повторить 10-20 раз, произвольно чередуя команды «Ушки - Плечи - Колени -Локти».

При выполнении упражнения ребёнок следуют только командам взрослого, а не его движениям, так как ведущий может намеренно «путать» их несоответствием.

«ладонь - кулак» — смена однородных позиций рук.

Один кулак – одна ладошка

И поменяй их быстро крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!

«Ленивые восьмёрки» (для письма) — «обкатка» контура знака бесконечности («ленивая восьмерка улеглась спать»)

                      

Для этого необходимо: — положить лист с заранее нарисованной большой (в пределах поля зрения ребенка, что индивидуально для каждого) «ленивой восьмеркой» на пол перед ребенком или же нарисовать ее мелом на доске на уровне его глаз;

- предложить ребенку проехаться по контуру восьмерки маленькой машинкой, начиная от центра, вначале влево и вверх, а после пересечения центра — вправо и вверх. Упражнение выполнять вначале левой, а затем и правой рукой, соблюдая всякий раз первоначальное направление движения — влево и вверх.

Для детей старше 5 лет упражнение можно усложнить:

- заменить машинку на маленький резиновый мячик с шипами, который следует катить по «дорожке» — контуру восьмерки вначале левой, а затем и правой рукой, усиленно работая пальцами;

- укрепить лист с заранее нарисованной восьмеркой на стене на уровне глаз ребенка;

- предложить ребенку «обкатать» восьмерку фишкой от любой детской игры, машинкой или же мячиком.

Упражнение повторить несколько раз (по желанию ребенка) для каждой руки в отдельности.

 

Это краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.

Помните! Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Таким образом, регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

 

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий