Развитие речи детей – одна из основных задач
познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя
не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех
компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой
речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и
подготовка к обучению грамоте.
Решать эти задачи помогают дидактические
игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного
возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего
развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь
детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли,
формируется правильное звукопроизношение.
Основные
задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять
самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение
антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих
словесных игр.
Активизируется речь при общении детей в игре, решении
спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои
утверждения.
При
подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их возросшие
возможности. Главное внимание при этом обращается на степень трудности игровых
правил и действий детей.
Далее
представлены игры, которые направлены на развитие устной речи дошкольника.
Содержание:
1 раздел. Дидактическая игра, как средство развития
речи дошкольника.
2 раздел. Игры, направленные на формирование
грамматического строя речи.
3 раздел. Игры, направленные на развитие
словаря.
4 раздел. Игры - на развитие звуковой культуры речи.
5 раздел. Игры – на развитие связной речи.
1раздел.
2 раздел.
Игра «Измени слово» или
придумай похожие слова.
Цель:
Упражнять детей в образовании
однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
Материал:
Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.
Ход игры: -
Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами.
Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно
ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и
т.д.)
За каждый ответ ребёнок
получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Игра «Один – много».
Цель:
Упражнять детей в образовании множественного числа.
Материал:
Мячик
Ход игры: -
Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет,
бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет
звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом»,
а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны
сказать как будет, если их много на столе -
«кубики».
Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение,
где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во
множественном числе.
Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На
деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой теме.
Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают.
Игра «Что можно делать с
этим предметом?»
Цель:
Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных.
Материал:
Картинки с изображением предметов ( несклоняемых имен существительных), фишки.
Ход игры:
Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут меняться,
например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы понесем им рыбу,
то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово «кошка» звучит
по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые звучат одинаково,
о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто». Давайте придумаем
про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно
меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто зимнее, а есть
осеннее. Я сняла пальто с вешалки. Мы
вешаем пальто на вешалку и т. д.)
Игра « От каждого по
словечку» или «Дополни предложение».
Цель:
Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять
в употреблении предлогов.
Материал:
Сюжетные картинки.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям
увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например: Мы
играем.> Мы играем в футбол.> Мы играем в футбол на стадионе.> Мы
играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое
длинное предложение).
3 раздел.
Игра «Скажи наоборот».
Цель:
Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме.
Материал:
Мяч или предметные картинки.
Ход игры: -
Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово
«наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить
глубокая речка и бросить мячик обратно.
Игра может проводиться с картинками. Воспитатель
показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий
карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто
наберёт больше картинок.
Игра «Кто больше назовёт
действий».
Цель:
Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать
умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий
(глаголов).
Ход игры: -
Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Артёма
лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию,
работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит, печет,
жарит, чистит овощи и др.
Что делает врач?
Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый
правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.
Игра «Узнай на вкус».
Цель:
Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый,
соленый и т.д.
Материал:
Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.
Ход игры: -
Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это человек,
который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит
эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а
с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы
должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.
(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это
яблоко, сочное, вкусное и т.д.)
Игра «Пропавшее слово».
Цель:
Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова
в роде, числе, падеже.
Ход игры:
Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово,
обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети отыскивают
из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на место. Инициатива
должна постепенно переходить к детям.
Игра «Что в чем».
Цель:
Закрепить название частей предмета.
Материал: На
первых этапах игры – предметные картинки, далее - словесные варианты, мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и
назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно
и т.д.
Игра «Лавина».
Цель:
Развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Ход игры:
Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть
существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные
предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит
сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: окунь; окунь,
карась; окунь, карась, щука и т.
Игра «Придумай слова, в
которых звук – будет в начале (в середине, в конце)».
Цель:
Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в
середине слова и в конце слова.
Материал:
Игра проводится в словесном варианте.
Ход игры:
Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и
т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии
каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста,
кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть
звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и
скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).
Аналогично игра
проводится по другим темам.
Игра «Два дома».
Цель:
Упражнять детей называть слова с заданным звуком.
Материал:
Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: -
Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в
названии которых есть звук «с», а в зеленом
живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что
нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный
дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый
дом. «С» - роса, сова, нос, сом.
«Сь» - поросенок, сирень и т.д.
Игра «Цепочка слов».
Цель:
Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.
Материал:
Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.
Ход игры: -
Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое
слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»).
Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь
ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается
игра другими детьми по очереди.
Если игра проводится с картинками, то картинки
выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д.
Игра «Для чего нужен
предмет?»
Цель:
Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.
Материал:
Тексты чистоговорок.
Ход игры: -
Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто
весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:
«Са-са-са – живет в лесу…(оса, лиса)
Со-со-со – катилось…(колесо)
Су-су-су – я беру…(косу)
Сы-сы-сы – жало у …(осы)».
5 раздел.
Игра «Кто откуда?»
Цель:
Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами,
отражать свои наблюдения в речи.
Ход игры:
Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом –
море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания
(медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их
необходимо отнести к какому либо
рисунку, аргументировав свой ответ.
Игра «Рисунки по кругу».
Цель:
Развивать детское творчество (во время рисования и при составлении рассказов).
Ход игры: В
этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает
чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают
рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист
сидящему справа от него ребёнку. Получив от соседа начатый рисунок, ребёнок
продолжает его в течение 1-2 минут и передает дальше. Выполненные таким
круговым способом рисунки служат великолепной опорой для придумывания
фантастических рассказов, небылиц и прочих «продуктов» литературного
творчества.
Игра «Снежный ком».
Цель: Развивать
воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.
Ход игры:
Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из
участников игры придумывает и описывает ассоциацию возникшую на эти слова. Например, «из открытой
коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово,
например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с
третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой
апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.
По окончании игры можно предложить детям нарисовать то,
что запомнилось им или рассмешило их.
Игра «Что лишнее?»
Цель:
Совершенствовать доказательную форму
речи.
Материал:
Предметные картинки.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну
лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая
картинка лишняя и почему?
Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка,
собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.
Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи,
фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.
Игра «Если бы…»
Цель:
Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную
речь.
Ход
игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные
темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.)
«Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и
плохого?)
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.
Очень интересная подборка игр.
ОтветитьУдалитьспасибо за комментарий
Удалитьспасибо за комментарий
УдалитьРазвитие детей в форме игры очень важно, так как ребёнок одновременно получает знания и играет.
ОтветитьУдалитьЗамечательные игры! Обязательно поиграем с детьми дома. Спасибо !!!
ОтветитьУдалить